«В России никто не читает инструкции к микроволновке и рекомендации по составлению резюме»

Владелец сервиса поиска работы Superjob Алексей Захаров рассказал «Деловому миру» о сильных сторонах своего бизнеса и главных слабостях резюме, которые пишут соискатели на его сайте.

Мы работаем с цифрами

Сайту Superjob 18 лет, сейчас у нас размещено 25 000 000 резюме. Это очень много. Это треть экономически активного населения страны и больше половины тех, кто выходит на открытый рынок. Когда я хожу по улицам, я не оцениваю людей с профессиональной точки зрения. В первую очередь, потому, что сам не подбираю персонал. Оценивать людей — задача рекрутёров. Они за пару минут способны понять, что у тебя не всё в порядке с головой или с кредитами, что за тобой не следит жена или тебя вчера бросили. Такие навыки нужны тем, кто ежедневно работает с людьми «в поле». Мы же занимаемся цифрами: знаем, как меняются зарплаты, куда движется кадровый рынок, какие на нём возникают запросы.

Superjob не продается

Я не хочу продавать бизнес. Тех денег, которые бизнес зарабатывает, нам хватает на его развитие, для себя и на полезные социальные проекты. Если получить ещё больше денег, куда их девать? Купить акции «Русала», чтобы на следующий день узнать, как твоё состояние ополовинилось? Разместить гору кеша так, чтобы он стал приносить больше денег, чем отстроенный бизнес — не самая простая задача.

Сегодня Superjob эффективный и выгодный проект. Нам многие завидуют и мне регулярно поступают предложения о продаже. Но я никогда не стремился к этому. HeadHunter никогда не скрывали, что развиваются как компания, нацеленная на продажу. На моей памяти их продавали уже раза четыре. Сейчас будут пытаться продать в пятый раз, и я очень хочу, чтобы их оценили подороже. Чем дороже их продадут, тем выше будет и наша оценка, в случае чего. Но это всё очень условная вещь.

В 2013 году в переговорах о продаже Superjob его могли оценивать «под миллиард долларов». Мир изменился, цена на нефть упала, рубль подешевел в два раза. Сегодня тех оценок российских бизнесов, которые существовали в 2013 году нет даже близко. Но нас это совершенно не волнует. Игрушки в капитализацию — любопытная вещь, но мне она не близка. Нам намного больше нравится находиться в реальном бизнесе.

Хотя я не осуждаю тех, кто живет по-другому.

Если вы получили приглашение на собеседование, это гарантия того, что вам готовы предложить работу

Основная доля выручки у нас складывается от размещения вакансий и доступа к базе резюме. Наша задача: обеспечить встречу работодателя и соискателя. Искусственное продвижение резюме в выдаче за деньги — лохотрон для соискателя. Мы никогда таким не занимались и не собираемся. Работодателям возможность поднимать вакансии в выдаче нужна, когда идет массовый набор сотрудников. Например, «Магнит» конкурирует с «Перекрестком» и им нужно 10 000 продавцов. В обоих сетях у продавцов (плюс-минус) одинаковые зарплаты, условия работы и соцпакет. Как заманить к себе работника? Работодатель платит, чтобы его объявления попадались кандидатам на глаза чаще, чем объявления конкурентов.

Для специалистов не массовых профессий ситуация иная: они сами выбирают для себя оптимальные вакансии из тех, которые есть. Если нужной вакансии на рынке пока нет, а резюме соискателя составлено правильно, их найдут в базе и обязательно пригласят на собеседование. Когда приглашают на собеседование, это 100% гарантия того, что нас хотят взять на работу. Если после собеседования нас не взяли, это наша вина.

Как увеличить шансы получить работу

Мы не гарантируем, что соискатель сразу найдёт работу, если правильно составит резюме. Мы обещаем, что в этом случае он будет получать гораздо больше приглашений прийти на собеседование. Вот только не на все из них надо соглашаться.

Если бы пользователи читали хотя бы треть инструкций, которые выложены у нас на сайте, перед тем как идти на первое собеседование, они бы знали, что предварительно надо задать по телефону все вопросы, в том числе самые интимные. И если на них нет ответа, ходить на такое собеседование не надо. Если ответы есть и зарплата устраивает, можно соглашаться на встречу.

Топовые люди работу не ищут

Есть топовые позиции, а есть топовые специалисты. Топовым специалистом можно быть на любом уровне. Топ — это тот, кто в своей возрастной и профессиональной категории лучше других. Можно быть топовым студентом, топовым 20-летним продавцом или ещё кем-то. Такие люди всегда недолго ищут работу, потому что всегда востребованы.

Если человек уходит с высокой должности и долго ищет работу, значит, он — не топ. И у него не хватает компетенции переключиться на что-то другое. Либо он просто не ищет работу всерьёз.

Если кто-то работал президентом не последнего банка много лет, а потом потерял должность, ему уже не нужна работа, чтобы не умереть с голоду. Но всё-таки здесь всё очень индивидуально. Если кто-то из основных менеджеров Дерипаски, которые сейчас получают зарплаты в миллионы долларов плюс бонусы, в результате последних потрясений лишится работы, следующую аналогичную должность он может ждать и 3 года, может, 5 лет. Может, больше никогда не найдёт. Потому что работа такого уровня — всегда в очень ограниченном количестве.

Как сделать топовое резюме

На сайте Superjob есть чёткая инструкция, как сделать продающее резюме. Но в России что работодатели, что соискатели похожи на покупателей микроволновки. Наши люди читают инструкцию к микроволновке только после того, как выясняется, что что-то не работает. Пришли из магазина, распаковали, включили в розетку — не работает. Открывали дверку, не работает. Выключили из розетки, включили снова — не работает. Позвонили другу: «У тебя похожая микроволновка, работает?» — «Работает». «А у меня, блин, не работает». И когда уже с женой поругались из-за того, что коробку с инструкцией вчера выкинули, пошли в Интернет. Долго искали, нашли инструкции. Там написано: «Достав из коробки, снимите транспортировочную заглушку». И вот, вытаскиваете какую-то ленточку — джжжжж — заработала.

С резюме всё ровно так же. Особенно у людей, которые редко ищут работу, потому что они хорошие специалисты. Навык специалиста и умение рассказывать о своих достижениях — разные вещи. Вопреки нашим инструкциям, большинство людей — заложники архаичных стереотипов. Они принципиально не могут или не хотят — пока не пнёшь побольнее — составить правильное резюме.

О чём идёт речь? Берём стандартное резюме: «Я был финансовым директором какой-нибудь крупной структуры. Привлекал кредиты, вёл переговоры, занимался бюджетированием, компьютерами, финансовыми потоками. У меня был в подчинении большой отдел». Сообщает оно что-то полезное? Нет.

Говоришь ему: «Ты кредиты привлекал? Какие?». И дальше мы начинаем бесплатно ему помогать. Любой соискатель, у кого есть такая потребность, может обратиться к нам в службу поддержки. В итоге он тратит 5 минут, вставляет 10 названий брендов, 14 цифр — и на выходе получается сразу другой текст. Из которого сразу всё видно.

Советы от Superjob:

9 правил идеального резюме
№1: Четко сформулируйте желаемую должность
№2: Заранее определитесь с зарплатой
№3: Воздержитесь от юмора
№4: Будьте лаконичны
№5: Удалите излишнюю персональную информацию
№6: Оцените, нужны ли ссылки на ваши профили в соцсетях
№7: Проверьте резюме на орфографические ошибки
№8: Проверьте достоверность и актуальность информации
№9: Дополните резюме свежей фотографией

5 причин, почему ваше резюме игнорируют
№1: Неточное название должности
№2: Незаполненные поля резюме. В первую очередь, «Достижения»
№3: Негатив в описании предыдущего опыта
№4: Недостаточная активность соискателя
№5: Плохое фото

Материал опубликован на delovoymir.biz
Сделайте первый шаг к новой работе
поделиться поделиться класс твитнуть